Версия для слабовидящих

Быкова Н.А.

Быкова Н.А.

Директор

Общая информация
История

ИСТОРИЯ ДАЛЕКСКОЙ ШКОЛЫ:

Школа, школа, ты нам снишься…

Составители: учитель иностранного языка Клемина Н. Н.

ученица 9 класса 2015 года Коновалова Е.Н.

Содержание: «Школа,школа, ты нам снишься…»

  1. Вступление:
  • слово о Школе………………………………………………………………1
  1. Основная часть «Пройдемся по ступенькам школьных сентябрей…»:
  • у истоков школы……………………………………………………………3
  • перестроечные 20-30-е годы………………………………………..5
  • трагические 40-е годы…………………………………………………..8
  • многообещающие 50-е годы……………………………………….10
  • волнующие 60-е годы………………………………………………….13
  • романтические 70-е годы…………………………………………...15
  • Заключение:

«…Жизнь преподаст за уроком урок,

Но расписанья на них не составит»……………………………….20

  1. Список литературы………………………………………………………40

Школа! Моя школа!

Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого из нас…

Школа в нашей памяти – это залитые солнцем классы, исписанная мелом доска, потерянный где – то дневник, первая влюбленность, дорогие сердцу учителя…

И если тебе вдруг взгрустнется и захочется хоть ненадолго вернуться в страну своего детства, зайди в школу, пройди по ее притихшим коридорам. И на тебя повеет вдруг таким близким, дорогим и знакомым, что дух захватывает!

А за что мы любим свою школу? За что все мы питаем такую привязанность к ней? Наверное, потому же, почему мы любим своих родителей, свое село, свою страну…, то есть, без особой причины. Просто потому, что мы здесь учились! Просто потому, что это наше!

А если этой школы больше нет? Если все, что связано с ней, осталось лишь в памяти, живет только в твоем сердце? Что тогда? Забыть? Предать забвению?

Вот опять стою я перед школой,

Бывший ученик, теперь солдат.

Небо надо мною голубое –

Только небу я сейчас не рад.

Ожидал, что встретишь ты весельем,

Звонким криком ребятни.

Почему закрыты твои двери?

Или мне не рада ты?

Все понятно…

Стала ты ненужной,

Отстарела, отжила свой век.

И теперь построили другую,

А к тебе и тропки даже нет.

Не печалься, школа, я с тобою!

Бывший ученик, теперь солдат.

Никогда тебя я не забуду,

И тебе всегда я буду рад.

Не забуду, как еще мальчишкой

До звонка к тебе я прибегал;

Не забуду, как уже в десятом

Одноклассницу домой я провожал.

 

Все прошло, и на плечах погоны.

Улетела школьная пора.

Многое уж в памяти забыто,

Только моя школа – никогда!

  • Это стихотворение написал мой учитель трудового обучения, бывший выпускник Далек Савин Александр Федорович, когда, вернувшись из рядов Советской Армии, увидел замок на дверях любимой школы.

Моя классная руководительница Клемина Наталья Николаевна, библиотекарь школы Белякова Светлана Михайловна, учитель физкультуры Савина Людмила Константиновна работали, а Салтыкова Нина Николаевна, Швиндт Надежда Анатольевна, Мурашова Галина Ивановна, Лисина Елена Анатольевна, Матвеева Вера Васильевна учились в Далекской средней школе. Большинство жителей д. Лисково старшего поколения тоже были ее учениками.

А сколько замечательных людей, прославивших своим трудом Кесовогорский край, трудились в ней, вышли из ее стен!

Пусть навсегда останутся в памяти имена тех, кто создавал славную историю Далекской средней школы, кто жил и работал так, что свет от них еще долго будет согревать нас.

Щедры и отзывчивы были их сердца, вместившие в себя радость и боль всех своих учеников. Без остатка растворялись они в работе, не думая о славе, наградах, почете.

Так скажем доброе слово о школе, с благодарностью вспомним ее учителей, с благоговением перелистаем страницы ее истории!

Далеки постигла незавидная судьба многих деревень российской глубинки. В поисках лучшей доли начали разъезжаться отсюда люди, едва наступила хрущевская пора «оттепели», и уже в начале 70-х выяснилось, что среднюю школу в дальнем уголке района держать невыгодно. Поэтому в совхозе имени 19 партсъезда начали строительство на центральной усадьбе в деревне Лисково новой средней школы с газовым отоплением, водопроводом, современным спортивным залом, столовой и интернатом. 1сентября 1979 года Лисковская средняя школа приветливо распахнула свои двери.

А старую, ставшую в одночасье ненужной Далекскую школу оставили на медленное умирание. В лихие 80-90-ые годы было не до нее. Это было время выживания и развала! И только один человек глубоко переживал случившееся – это последний директор ДСШ Цветкова Тамара Ивановна. Не сразу переехала она в Лисково, жила какое-то время в бывшем школьном интернате и каждый день навещала свою школу. Анна Тихоновна Савина также присматривала долгое время за школьным зданием. Но разве за всем уследишь?

Исчезли оконные рамы, добротные двери, стали потихоньку разбирать потолки, железную крышу. А школа все ждала и надеялась, все смотрела слепыми глазницами своих окон: не приедет ли кто из центра, не переоборудуют ли ее в какое-то нужное людям помещение? Не приехали, не переоборудовали.

...С годами все пришло в страшное запустение: унылый остов на месте бывшей школы, развалины бывшего школьного интерната и учительского дома. Голо и пусто в умирающем парке.

…Шло время.

Прошли смутные времена развала и опустошения. Наступили новые времена ваучеризации, приватизации, частного предпринимательства, большого бизнеса. В Далеках появился новый хозяин. Деревня стала его вотчиной. С московским размахом была произведена полная реконструкция пришкольной территории. Вместе с остатками школьного здания снесены все школьные пристройки – деревянный интернат, учительское общежитие, столовая, баня, выровнена бульдозером территория, завезена земля, выкорчеван парк, а на его месте посажены голубые ели. С Алтая завезено больше полусотни маралов.

А как все начиналось?

  • Статус села Далеки получили в 1812 году, после возведения на средства местного помещика Зыкова храма Преображения Господня («Ведомость о церкви» 1908 г., хранится в Кесовогорском архиве). Далеки являлись барским селом. Землей здесь владели два помещика. Один из них – Зыков, внук того самого Зыкова, который выделил в 1812 году деньги на постройку церкви.

Село являлось крупным населенным пунктом Бежецкого края. В 1908 г. в 83 домах проживало 623 жителя, а в 1920 г. – 707. Кроме крестьянского населения здесь насчитывалось 100 человек некрестьянского сословия, а это – кадры преподавателей. Вообще, в дореволюционный период, как и в последующие годы, население Далек отличалось от окрестных селян не только манерой поведения, но и умением одеваться. В этом сказалось непосредственное влияние сельской интеллигенции.

С появлением в Далеках церкви там была открыта церковно-приходская школа с начальным сроком обучения. Прежняя небольшая деревянная школа сгорела дотла в 1910 году. Памятуя об этом, решили больше не рисковать, и в 1911 началось строительство цементно-бетонной школы. Для проектирования школы и руководства ее строительством из Петербурга специально приехал архитектор.

Говорили, что идею возведения в своем имении школы с сельскохозяйственным уклоном завещал перед смертью старый барин Зыков. Он мечтал, чтобы эта школа готовила так необходимых в те времена землемеров. Позднее местные помещики передали построенной школе безвозмездно большой белый двухэтажный особняк, выстроенный еще в XIXвеке. Денежные средства на строительство школы дала молодая помещица.

Строителями были жители окрестных деревень и сел. С раннего утра и до позднего вечера царило оживление на строительной площадке: не смолкая, стучали топоры, звенели пилы, на лошадях подвозились строительные материалы. Строили споро, добротно, на многие годы. Выстроенная в кратчайшие сроки, школа получила название Бежецкой сельскохозяйственной школы; построенная по такому проекту, она была единственной во всей бывшей Тверской губернии.

Выбор места для этой школы в с. Далеки не был случайным и с экономической точки зрения. Недалеко от Далек находились такие центры, как с. Болдеево, с. Байково, с. Коровкино, которые еще в конце XIX в. показывали пример успешного развития молочного животноводства. Опыт предприимчивых крестьян из этих сел требовал и изучения, и пропаганды.

Поскольку строительство школы произошло в годы царизма, то и сама школа во всем была похожа на учебные заведения того времени. За учебу в ней нужно было платить немалые деньги, поэтому простые люди здесь учиться не могли. Да и попасть в Бежецкую сельскохозяйственную школу могли лишь те, кто имел документ об окончании церковно-приходской, земской школы или духовного училища.

Ученики в школу собирались отовсюду. Кроме русских здесь жили и учились латыши, немцы, люди других национальностей. Принимались на обучение лишь мужчины в возрасте от 18 до 25 лет, женщин не принимали. Не могли сюда попасть и те, кто непременно должен был бы здесь учиться: ребята и девушки из Далек приходили на школьный участок только в качестве поденщиков

Школа в те годы насчитывала около 70 человек. Ученики имели специальную форму: гимнастерки, черные шинели. На одном школьном этаже обучающиеся жили, а на другом - размещены учебные помещения. Территория школы была обнесена высоким забором, а в нее саму можно было попасть только через массивные чугунные ворота.

Школьное здание стояло в чудесном красивейшем парке; все дорожки между деревьями и клумбами были посыпаны песком. Рядом со школой находились дома, в которых жили учителя. Так, в здании интерната при школе жил ее управляющий и помощники, в одном из близлежащих домов – главный агроном латыш Упит. Очевидцы вспоминают, что через пруд на территории школы был сделан мостик со ступенями, а на курган, находящийся перед школой, вела винтовая лестница.

Бежецкая сельскохозяйственная школа готовила агрономов, специалистов в области животноводства. Ее выпускники приобретали по окончании школы специальности зоотехников, агрономов, землемеров.

Однако, ученики не только теоретически знакомились с сельскохозяйственными науками, но и на практике применяли свои знания.

В школе было большое хозяйство, которое полностью обеспечивало нужды школьных жителей. Так, имелась своя животноводческая ферма (60 дойных коров). Ученики ухаживали за коровами, овцами, свиньями (50 свиноматок), сами пасли скот. Молоко перерабатывали на сыроварне, которая тоже являлась собственностью школы. Ей принадлежали и паровая мельница, и рига. Школа имела в то время 300 десятин земли - поля располагались вокруг Далекской школы от Смутинской до Мартыницкой дорог. На полях выращивали лен, турнепс, пшеницу. Для обработки полей имелись свои машины: конные сенокосилки, конные грабли. Потом появилась молотилка. У жителей Далек таких машин не было и в помине, поэтому первая молотилка стала для них событием.

На хуторе был собственный опытный участок. Там выращивали клубнику – «Викторию». Для наблюдения и ухода за ней по очереди на определенное время направляли двух-трех учеников.

С 1911года, то есть, с самого начала существования Бежецкой сельскохозяйственной школы, ее управляющим был Щетинин Н.И., его супруга Елена Алексеевна работала здесь же преподавателем. Также в штате школы значились В.Г. Жохов (молодой человек 24 лет), священник с.Далеки Федор Арсеньевич Лысоклинский. В 1911 году ему было уже 67 лет. Он отличался необыкновенной активностью и деятельностью. Таким образом, очевиден факт, что подготовкой сельхозкадров в Бежецкой школе занимались серьезные и образованные люди.

Настоящая работа школы пришлась на период с 1911-1914 г. С началом же первой мировой войны количество будущих агрономов резко уменьшилось.

  • …Шли годы. В 1917 свершилась Великая Октябрьская революция. Власть господ-угнетателей была свергнута и перешла в руки трудящегося народа. Всюду наступила пора великих перемен. Произошли они и в Далеках. Прокатилась волна коллективизации, стали образовываться колхозы, в 1936 г. в Болдеево открыли МТС.

В сельскохозяйственной школе стали учиться и девушки, ученики были теперь преимущественно из небогатых семей.

Бежецкая сельскохозяйственная школа просуществовала в Далеках до 30-х годов. В 1931-1932 годах школу перевели в Бежецк, а все ее хозяйство было передано организованному к тому времени колхозу. Вместо сельскохозяйственной школы в Далеках появилась ШКМ (Школа колхозной молодежи).

Вначале был только 5-ый класс, затем 6-ой и 7-ой классы.

Школа под названием ШКМ просуществовала тоже недолго. Она преобразовалась в НСШ (неполную среднюю школу). Очевидцем событий тех лет, а также учеником неполной средней школы-семилетки был житель д.Лисково (а в 30-е годы с.Далеки) Василий Петрович Евстифеев. С 1932 по 1936 г. он учился в Мартыницкой начальной, а с 1936 по 1939 г. – в Далекской семилетней школе.

…И опять мы в гостях у ставшего нам хорошим и добрым другом Василия Петровича. Под негромкое тиканье ходиков слушаем его рассказ о Далекской школе тех лет, об учителях, которые его учили, и поражаемся феноменальной памятью этого удивительного человека, которому уже исполнилось 90. Спрашиваем, откуда Василий Петрович так много знает об истории своей малой Родины, и поражаемся мудрости ответа: «Родители, бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки передавали все это нам, ребятне, как самую большую ценность по наследству. Я всегда с интересом слушал их рассказы, запоминал. Ведь нельзя же жить Иванами, не помнящими родства своего».

Директором школы в те далекие 30-е годы был Никатов Петр Александрович, человек грамотный, хороший хозяйственник. Беспартийный. Закончил в 1937 г. Калининский педагогический институт, филолог, преподавал русский язык и литературу. В детской школе работал с 1918 г.

В Кесовогорском архиве нам удалось найти характеристику, написанную на Петра Александровича в далеком 1942 году:

«…В совершенстве владеет своим предметом. Тщательно готовится к урокам. Материал объясняет грамотно, просто, доходчиво, понятно. Прекрасная связь с классом. Пользуется авторитетом среди коллег по работе и учеников. Отличительными чертами характера являются выдержка, скромность, честность, добросовестное отношение к работе». Его жена, Никатова Мария Федоровна, закончившая тот же ВУЗ, преподавала математику.

На всю жизнь осталась у Василия Петровича память о своей первой наставнице, первой учительнице Горчаковой Татьяне Александровне. Позже Татьяна Александрова за заслуги в деле воспитания и обучения детей, за многолетний добросовестный труд была удостоена высшей правительственной награды – ордена Ленина, звания «Заслуженная учительница РСФСР», награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть».

Горчакова Т.А., начавшая свою трудовую педагогическую деятельность в 1902 году, учительствовала больше 50 лет. Начинала работать она в Рождественской начальной школе. Пройдя в 1903-1904 г. курсы, была направлена в с. Далеки. Там, на одной из танцевальных вечеринок, повстречала свою любовь – Петра Ивановича Горчакова. Он тоже был педагогом по образованию, преподавал биологию и к тому же замечательно играл на скрипке. Одновременно Петр Иванович был и колхозником. Как человеку грамотному, ему доверили вести колхозную кассу, а также быть председательствующим на колхозных собраниях.

В 1914 г. молодые поженились. Как раз началась Первая мировая война. Зарплату учителям не платили, своего подсобного хозяйства у них не было. И от голода молодых супругов спасли односельчане: приносили еду, помогали с дровами, теплыми вещами. Выжили в таких невыносимых условиях, не прекращая учить детей.

А потом подул ветер перемен – свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, вдохнувшая надежды в сердца миллионов людей, в том числе и семьи Горчаковых.

Образовательная система повернулась лицом к простому народу, начальное образование стало обязательным. Это, конечно, очень обрадовало Татьяну Александровну. Ведь в селах и деревнях, где большинство семей были многодетными, денег на обучение своих детей у простых крестьян не было. Одно отказывалась принимать учительница: новая власть выбросила из школьной программы обязательное изучение Закона Божьего. И это неприятие осталось в ее сердце до самой смерти.

Но жизнь продолжалась. Подрастали сыновья Всеволод и Иван. Набирал обороты школьный театральный кружок, ставивший на своей сцене произведения классиков. Артистами выступали не только ученики школы, но и учителя, местное население. Так, в пьесе Чехова «Дядя Ваня» Татьяна Александрова играла роль Сони. Желающих посмотреть спектакль среди местного населения было так много, что в нижнем коридоре школы, где ставился спектакль, не хватало мест.

В 1943 г. умирает ее муж Петр Иванович, с которым было вместе прожито долгих 40 лет. Татьяна Александровна продолжает свою работу в ДСШ еще 14 лет. А потом, уже в преклонном возрасте, уходит на пенсию.

Спрашиваем у Василия Петровича, чем же так запомнилась ему его первая учительница? Отвечает: «Доброй строгостью! Очень много сил и времени отводила она постановке почерка, каллиграфии. Заставляла переписывать написанное по нескольку раз, если видела какие-то погрешности. С бумагой в те годы было туго, писали в прописях, уже использованных учениками постарше, между строк».

Вспоминает Василий Петрович и отъезд Горчаковой Т.А. к сыну Всеволоду в д. Брылино, где тот работал директором школы. К тому времени ей уже было сложно самой себя обслуживать.

Василий Петрович тогда работал механиком в МТС. Именно он по поручению директора МТС Ягунова помогал своей первой учительнице с отъездом: собрал и погрузил в кузов вещи, усадил Татьяну Александровну в кабину и довез до д. Брылино. Сын, уже поджидавший мать, вышел встречать. Окинув взглядом ее вещи, спросил: «Мама, зачем ты все это привезла? Зачем эта лампа и фонарь?» «Как зачем?» - ответила Татьяна Александровна. – «Это же память о Далеках». В Брылино женщина живет недолго. Умирает Всеволод, и она отправляется в свою последнюю поездку ко второму сыну Ивану в Ленинград.

  • …Перед войной в 1939 году Далекская школа получила статус средней. Стали появляться старшие классы: восьмой, девятый, десятый; директором школы по-прежнему был Никатов Петр Александрович.

Далекская средняя школа вписала немало славных страниц в историю местного края. И одна из них – самоотверженный героический труд педагогов в годы Великой Отечественной войны. Не случайно в послевоенные годы большая группа Далекских учителей была награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (7 человек), медалью «За трудовое отличие» (3 человека), медалью «За трудовую доблесть» (2 человека), орденом «Знак Почета» (2 человека), орденом Трудового Красного Знамени (1 человек), орденом Ленина -Горчакова Татьяна Александровна.

Очень часто вспоминала военную страницу в истории школы ветеран педагогического труда, бывшая ученица Далекской средней школы Сенчагова Софья Павловна. Когда началась война в 1941 году, Софья перешла в 9 класс. Осенью выяснилось, что заниматься ученикам негде: школьное здание заняли под школу лейтенантов. Фронту нужны были грамотные, обученные своему делу командиры. И в классах двухэтажной школы, где раньше находились дети, проходили обучение военные офицеры перед отправкой на передовую.

И тогда учителя Далек показали пример бескорыстного служения своему делу. Они выделили комнаты в своих квартирах, кто сколько мог, под классы и занимались там с ребятами.

Таким образом, уроков никто не отменял, школьные занятия продолжались , но в других помещениях.

В этих тяжелейших условиях педагоги не ограничивались лишь проведением уроков: велась большая внеклассная работа, умудрялись даже проводить школьные вечера. Зато сколько было радости, когда в марте следующего года удалось снова перебраться под родную школьную крышу! А потом наступил грозный военный 1942 год. И школа вместе со всем селом провожала первых своих выпускников с аттестатами зрелости в руках на фронт.

…Был сенокос, стояла жара. Ожидался небывалый урожай. И вот в это хлебное время надо было брать в руки винтовку и идти убивать. Провожали с песнями и слезами на глазах, с болью и тревогой в сердце: а вдруг не вернется? И с огоньком надежды: может , останется живым?

Далекские выпускники не уронили честь своей школы, они были на всех участках фронта и везде действовали отлично. Многие из них погибли, не долюбив, толком так и не пожив.

Горько и больно переживали учителя ДСШ гибель своих воспитанников. Только из с. Далеки погибло более сорока бывших учеников, живыми вернулись 4-5. Особенно тяжело восприняла гибель своих мальчишек их первая учительница Горчакова Татьяна Александровна. Ведь в ее памяти погибшие навсегда остались веселыми, шумными и озорными первоклашками.

40 человек погибших – это только по Далекам. А если учесть, что в довоенное и военное время в район обслуживания Далекской средней школы входили 36 населенных пунктов, то истинная цифра погибших вырастет многократно!

….Выпускницей ДСШ 1942 г. была и Сенчагова Софья Павловна. Она сразу же получила повестку на фронт. Однако, в это время в районе насчитывалось 40 школ, 3 из которых были средними, учителей катастрофически не хватало, поэтому способную, толковую выпускницу направили по решению РОНО вначале на работу в Чулковскую начальную школу, затем в Елисеевскую среднюю. Поскольку Софья Павловна родилась в с. Балдеево, то вскоре ей предоставили место работы в Юркинской начальной школе, а потом в Мартыницкой – поближе к дому.

В войну всем было тяжело, и это объединяло людей. Трудились и днем, и ночью. Не жалели себя.

В школу, где работала Софья Павловна, не раз приезжал заведующий РОНО. Ее хвалили, прочили большое будущее.

- Из нее получится настоящий учитель!- говорил заведующий коллегам.

Жизнь показала, что сбылись эти пророческие слова!

В Далеках встретила Софья Павловна свою вторую половинку - приглянулась молодому работнику райкома партии Сенчагову Николаю Андреевичу. Но на его предложение руки и сердца сказала, как отрезала: «Выйду замуж только за учителя!»

Тогда Николай Андреевич заочно окончил педагогический институт. Но до учительства пришлось ему еще несколько лет работать на партийной должности: поднимать народное хозяйство после военной разрухи в западных районах области. Работал председателем в глухой деревне, и жена, конечно, делила с ним все тяготы этой жизни. Нагляделась за эти годы всего: деревни, где побывал враг, разрушены, сожжены.

Все было: и в землянках жили, и поросят в подбитых танках выращивали. Затем оба работают некоторое время в ДСШ. Софья Павловна - учителем начальных классов, а Николай Андреевич историком. В 60-е годы Сенчагова Н.А. назначают заведующим РОНО, а Софья Павловна стала учительствовать в Кесовогорской школе.

Послевоенные 40-е и многообещающие 50-е годы Далекская средняя школа жила трудно, но счастливо. Закончилась война, снова стали востребованными мирные профессии. И самой востребованной, как и прежде, профессия учителя. Своими словами, поступками, знаниями учителя отогревали детские сердца, заставляли их забыть годы военного лихолетья, учили заново улыбаться, радоваться жизни, верить в мечту, строить планы на будущее.

Мало что изменилось в коллективе ДСШ. Он оказался на редкость стабильным; «летунов», любителей поискать, где попроще, полегче, не было. (приложение №6)

Как и прежде, школа размещалась в двух зданиях. Основное – каменно-бетонное, специальное, 1911 года постройки, рассчитанное на 100 школьных мест. Второе – деревянное, специальное, 1905 года постройки. В деревянном доме занимались учащиеся начальной школы в двух классных комнатах. В двухэтажном здании – ученики 5-10 классов. Здесь уже насчитывалось 8 классных комнат. Но учебный кабинет был только один – естествознания. Ни физкультурного зала, ни пионерской комнаты не было.

На школьной территории находились также учительское общежитие №1, деревянное, специальное, 1911 года постройки, для трех квартир; учительское общежитие №2, специальное, 1902 года постройки, рассчитанное на 4 квартиры. И двухэтажное каменное здание, бывшая барская усадьба, построенное в 1912 году, рассчитанное на 4 квартиры. С 1950 года в нем размещался школьный интернат, в котором жили младшие ребятишки и ученики из отдаленных деревень.

В школьных зданиях, учительских общежитиях и интернате отсутствовали водопровод и канализация. Отопление печное, единственным видом топлива были дрова. До 60-х годов освещение в школе, как и во всей деревне, было керосиновое. Электрический ток появился в деревне лишь в 1964 году. До этого он вырабатывался на определенное время дизельным генератором, находящимся в школьной бане.

  • Среди бывших выпускников ДСШ и уважаемые в нашем районе, хорошо известные многим люди. Такие, как, например, отличник народного просвещения, почетный житель Кесовогорского района Камедчикова (Нилушкова) Галина Сергеевна, награжденная орденами «Знак Почета», «За заслуги в развитии Кесовогорского района», медалью «Ветеран труда».

В 1945 году, первоклассницей, она впервые переступила порог Мартыницкой начальной школы, а в 1955 году, с отличием закончив ДСШ, осталась работать в родной школе счетоводом. В ее обязанности входило делопроизводство и даже составление тарификации. Затем 5 лет жизни посвятила комсомолу ( работала инструктором в Кесовогорском РК ВЛКСМ), но, поняв, что это не ее, устроилась в 1961 г. в КСШ математиком, закончив в1963 г. заочно Калининский педагогический институт. На пенсию вышла в 70 лет, отдав школе 54 года жизни.

Галина Сергеевна прекрасно помнит учительский коллектив ДСШ и ее директоров тех лет.

Из армии демобилизуются учителя-мужчины. Многие из них стали возглавлять образовательные учреждения, поскольку сразу после войны нужно было решать помимо учебных и воспитательных массу хозяйственных проблем. Директором ДСШ с 1945 по 1953 г. становится Введенский Леонид Васильевич, имевший высшее географическое образование, закончивший в 1939 году Московский Государственный университет и работавший в детской школе с 1921 года. Завучем – Носов Александр Павлович, тоже бывший фронтовик, физик по специальности. С 1953 года директор школы – Крючков Владимир Иванович, филолог. Следующие два года, с 1954 по 1956, школу возглавляет Носов А.П., а с 1956 г. – Коршунов Николай Алексеевич. Заместителем директора по учебной части была Калабухова Елена Федоровна.

Спрос с учителей и директоров был в те годы велик и строг. Вчитываемся в акт обследования ДСШ комиссией РОНО в составе: заведующего РОНО Жукова С.С., инспектора РОНО Матросовой О.С., заведующей педкабинетом Волковой И.А. от 1-5 марта 1948 года:

«Комиссия находит общее санитарное состояние школьных зданий удовлетворительным, за исключением уборных. План завоза дров к школе – 250 м3 – выполнен, но в классах холодно, учащиеся и учителя занимаются в пальто. Материальной помощи учащимся со стороны школы нет».

Конечно, проверки тех лет тоже не обходились без бумажной волокиты. Проверялась вся школьная документация. Но главное внимание было направлено на оценку качества знаний учеников, профессионализм каждого конкретного учителя. В течение всей проверки посещались уроки, проводились беседы с учителями, администрацией, с детьми. Проверялись тетради, ведение дневников, журналов, оформление классных комнат, внешний вид учащихся.

Комиссией особо были отмечены уроки Горчаковой Т.А., Введенского Л.В., Носова как «насыщенные наглядностью, глубиной содержания, требовательностью учителя к глубоким и прочным знаниям учеников»

Проведены контрольные письменные работы по русскому языку в 4-10 классах и по алгебре в 7 классе, отмечены «слабая каллиграфия учащихся 6 класса, вежливость и дисциплинированность учеников на уроках, но недостаточная аккуратность костюмов и причесок».

Из архивных документов узнаем, что в это время в ДСШ работали кружки: военный и литературный, выпускалась школьная газета «Первые шаги».

Поражают простотой формулировок и краткостью темы тогдашних педсоветов:

  1. Формализм в знаниях учащихся и борьба с ним.
  2. Обмен опытом работы по математике.
  3. О формировании привычек к самостоятельной работе учащихся.
  4. Воспитание характера.

И никаких завитиеватых фраз вроде «в духе постановлений…», «в свете требований…».

Все четко, ясно, кратко.

И предложения, сделанные комиссией в ходе проверки школы, конкретные, деловые, лаконичные:

« 1.Директору школы немедленно пригласить специалиста для осмотра школьного деревянного здания (1-4 классы) о пригодности его к дальнейшей эксплуатации.

2.Привести в порядок все школьные уборные

3.На 1948/49 учебный год за счет школьного участка создать при школе фонд всеобуча.

  1. Всем учителям в поурочных планах выделять цель урока.
  2. Усилить работу с отстающими по математике в 5-7 классах (дополнительные занятия, индивидуальная помощь, консультации).
  3. Организовать при школе работу кружка рукоделия, где дать учащимся элементарные навыки шитья и кройки.
  4. Отремонтировать квартиру Т.А. Горчаковой».

Наполняемость классов в послевоенные 50-е годы была очень высокой. Об этом красноречиво говорят следующие цифры: в 1950/51 г. в ДСШ было три пятых класса с общим количеством учеников 103 человека; два шестых -75 человек; два седьмых – 49 человек; один восьмой – 32 человека; один девятый – 18 человека; один десятый – 16 человек. Для сравнения: сегодня в Лисковской СШ обучается 57 учеников.

Общее количество детей в школе по учебным годам было всегда большим. Пик приходится на 50-е годы:

1950/51 учебный год – 333 ученика

1951/52 учебный год – 312 учеников

1952/53 учебный год – 321 ученик (приложение № 1)

Разность возраста учеников в послевоенные годы - три и более лет.

В Далеках учились и дети из Болдеевского детского дома. Никакого подвоза тогда не существовало и в помине, детдомовцы и другие ученики ходили каждый день пешком 5 и более километров.

В 1950 г. при школе был открыт интернат для проживания в нем младших учеников и ребят из отдаленных деревень. Правда, вместить всех желающих он не мог.

В 1950 – 1955 гг. в нем насчитывалось 22-24 ребенка. Большое количество учеников, проживающих вне семьи, разместилось или в наемных квартирах, или у родственников. ( приложение №2)

В военные и послевоенные годы в район обслуживания ДСШ входило 36 населенных пунктов. Сейчас в некоторых из этих деревень нет ни одного ученика, да и от большинства самих деревень не осталось и следа. Такая вот реальность. (приложение №3)

В сентябре – октябре учащихся 5-7 классов после уроков направляли на уборку урожая в близлежащие деревни, а учащихся старших классов освобождали на месяц для сельхозработ в колхозах. Галина Сергеевна вспоминает, как ее 8 класс целый месяц жил в деревне Апалиха. Руководителем был Никатов П.А. Спали на полу, сами готовили еду. И хотя уставали на полях, но жили дружно, весело, без каких-либо дисциплинарных нареканий, нарушений .

Находим в местном архиве документ, датированный октябрем 1946 г., знакомящий нас с объемом сельскохозяйственных работ, выполненных учениками ДСШ с 4 сентября по 12 октября 1946 года:

« К сельхозработам было привлечено 98 учащихся. Ими выкопан картофель на площади 3,5 га; поднято льна на 5,5 га». (приложение № 4)

Помимо работ в хозяйствах Лисковского с/с ученики ДСШ много трудились и на своем пришкольном участке, продолжая трудовые традиции своей школы. Правда, в первые годы при средней школе не было опытного участка. Но, несмотря на это, организовали кружок юннатов, о деятельности которого было известно далеко за пределами Далек. Руководила этим кружком учитель биологии Введенская П.А. В далеком 1967 г. ученики ДСШ завязали с ней переписку, и в одном из писем Павла Александровна подробно рассказала им о работе кружка юннатов. (приложение №5 )

С теплотой и глубоким уважением рассказывает нам Галина Сергеевна о своих классных руководителях: Потехиной А.И. (5-6 класс), Михеевой Е.А. (7-8 класс), Глебовой Н.А. (9 класс), Никатове М.Ф. (10 класс).

Именно математик Михеева Евгения Александровна, молодая, но требовательная, строгая, но справедливая, привила девушке интерес к своему предмету и определила тем самым ее дальнейший жизненный выбор.

А в 1955 году для Нилушковой Галины, как и для 18-ти ее одноклассников, прозвенел последний школьный звонок.

Тринадцатый по счету выпуск ДСШ откружил свой выпускной вальс.

  • …А Далекская средняя школа ступила на следующую ступеньку своих сентябрей – волнующих шестидесятых.

Учительский коллектив по-прежнему возглавляет Коршунов Николай Алексеевич. Коллектив отличается своей стабильностью ,высокой работоспособностью, сплоченностью. Вспоминает бывшая ученица ДСШ, бывший директор ЛСШ, историк Салтыкова Нина Николаевна, «Отличник народного просвещения», «Старший учитель», награждена медалью «Ветеран труда», общий педагогический стаж которой - 45 лет.

В Далекскую среднюю школу Нина Николаевна пришла учиться в 1959 году из Мартыницкой начальной. В их классе был 41 ученик, не хватило одного, чтобы класс разделить. С 1959 года, в отличие от 40-х и начала 50-х годов, параллельных классов уже не существовало, но с 5 по 9 классы все равно были с высокой наполняемостью – 30-35 человек.

«Коллектив учителей состоял в то время из тех, кому было за 40-50 лет. В 11 лет запоминается то, что поражает своей необычностью. Это и одежда, и прически, и манера держаться. Сейчас понимаю, что это были настоящие интеллигенты, которые жили в своем мире и редко пускали туда посторонних. Мы ни разу не слышали, чтобы они ругались, разговаривали на повышенных тонах. То, что происходило в учительской, никогда не становилось достоянием учеников, деревни.

Они как-то быстро ушли из школы – уехали Носовы, Никатовы, Калабухова Е.А., Ильины.

В начале 60-х начинают появляться новые молодые учителя – Журавлева М.П., Двойникова А.М., позднее Павлов В.Ф., Павлова Т.В., Матвеева В.В., Казакова И.Д., Ермилова З.Г., Ермилов Э.М. Приезжали и другие, но на короткое время. Только преподавателей немецкого языка, математики у нас в классе сменилось четверо.

В 1963 году была проведена реорганизация школы на неполную среднюю (9 классов) и среднюю (11 классов). Правда, у 11-летней школы было всего 2 выпуска. Наш класс подпал под одиннадцатилетку. Выпустилось тогда 6 человек. Была введена производственная практика в мехмастерских совхоза».

Замечательной стартовой площадкой стала ДСШ для супругов Павловых. Они проработали здесь 20 лет. Таисия Владимировна сразу же по окончании в 1955г. средней школы, а Валентин Федорович после Торжокского педучилища в 1956 г. Закончив заочно Калининский педагогический институт, начали преподавать Таисия Владимировна – химию, биологию. Валентин Федорович – физкультуру, НВП, историю. Вскоре энергичная, инициативная Таисия Владимировна становится завучем вначале по производственному обучению, затем по воспитательной работе, а с 1971 г. по учебной части.

Подрастали дети – дочь Светлана, сын Вадим. Школа уже тогда начала испытывать нехватку в квалифицированных кадрах. И Павловы принимают непростое для себя решение уехать. Их в разное время несколько раз приглашали работать в Кашинский район, но они не сразу решились на переезд – настолько «приросли» к Далекам. И лишь в 1975 г. после очередного приглашения семья уезжает в Верхнюю Троицу.

Таисию Владимировну сразу ставят директором Верхнетроицкой школы им.М.И. Калинина. Школа была в те годы известна не только в нашей области. Она располагалась на Родине Всесоюзного старосты М.И. Калинина и, конечно же, отличалась от прочих школ и внешним видом, и материальной базой, и финансированием. Сюда ежедневно приезжали иностранные туристы. Они посещали музей Калинина, восхищались живописными местами Верхней Троицы и обязательно осматривали школу. Общий трудовой стаж Таисии Владимировны – 45 лет, из них 25 лет она была директором школы имени М.И. Калинина. У Валентина Федоровича – 51 год.

В 1963 г. в Далеках начинает работать и Ермилова Зинаида Григорьевна после окончания КПИ (математическое отделение). Вместе с мужем Эдуардом Михайловичем (физиком) они проработали здесь 10 лет. А затем переезд в г.Ленинград. Причина та же, что и у Павловых ,– подрастала дочка, уже сейчас нужно было позаботиться о том, чтобы она получила в дальнейшем высшее образование.

Снова работа в школе – математиком и теперь уже завучем. За плечами Зинаиды Григорьевны 45 лет общего педагогического стажа. Она «Отличник народного просвещения», награждена знаком «Верность профессии».

Очень трогательно вспоминает о ДСШ тех лет ее бывшая выпускница – Беляева (Нилушкова) Антонина Николаевна.

И о том, как много их пришло в сентябре 1957 года в 5-ый класс из Гребневской, Сутокской, Радуховской, Пузыревской, Юркинской, Смутихинской, Байковской, Мартыницкой начальных школ, как каждое утро в нижнем коридоре они делали обязательную утреннюю зарядку, как занимались в художественной самодеятельности (вместе с учителями!), ставили пьесы, пели частушки, разучивали танцы. А какой огромный школьный хор был тогда! Как часто на лошадях артисты ездили в сельские дома культуры со своими концертами!

А разве можно забыть первую кофточку в полоску, сшитую на кружке «Кройки и шитья», очень красивую, или лыжные соревнования! А какие цветы они выращивали на пришкольном участке, какие овощи!

Вспоминает Антонина Николаевна и работу осенью в колхозе на расстиле льна, когда жили на квартире у бабы Тони и ели очень вкусный творог со сметаной и солью. И субботники школьные по уборке территории, разделке дров.

Очень интересные устраивались школьные вечера, бал-маскарады, вечера встреч с выпускниками.

Прошло 50 лет после выпускного, но так многое еще помнится, будто это было вчера! Буфет, где покупали на большой перемене стакан чая и булочку за 3 копейки. Как уходили в школу зимой часов в 7 утра из Вязовца, а приходили домой уже потемну, так как занимались в кружках.

  • На смену волнующим шестидесятым приходят романтические семидесятые годы. Школа пополняется новыми специалистами «Молодой волны». Особенно много их приезжает в Далеки в 1974/75 учебном году. Из представителей старшего поколения в ДСШ работают лишь Цветкова Т.И., Двойникова А.М., Матвеева В.В., Сергеева М.М.

Приезжают в школу и не совсем молодые педагоги: химик Алексеева Галина Алексеевна, историк Кузнецов Виктор Николаевич, физик Горбачева Зоя Ивановна, математик Сорокина Светлана Владиславовна.

Не все приживаются в здешних местах. Многие, не проработав даже года, увольняются и уезжают. Отчасти, можно понять этих людей: они старше, менее романтичны, более практичны, и, конечно же, перспектива жить в общежитии или коммунальной квартире без газа, воды, канализации их не прельщает.

А Далекская школа гостеприимно распахивает вновь прибывшим молодым специалистам свои двери.

Белякова С.М., учитель русского языка и литературы, вспоминает, как в 1972 г. после окончания ТГУ приехала в Далеки сразу с вещами, без предварительного знакомства с местом работы. При распределении представитель ОБЛОНО сказал, что ДСШ – одна из лучших школ в области. Приветливо встретила школа девушку. Правда, для горожанки непривычным было все: и то, что перегородки между классами дощатые, и что слышно все, что происходит за стенами в соседних кабинетах, и печки в классах, и что в нижнем зале одновременно с ее уроками проводились уроки физкультуры ,и многое другое.

Несмотря на бытовые неудобства, молодежь в большинстве своем остается – еще молоды, в голове – романтика, еще не обзавелись семьями.

Рассказывает Клемина (Болонина Н.Н):

«Меня поразила необыкновенная красота этих мест: школьный парк с его ухоженными ореховыми, липовыми, дубовыми аллеями, аромат черемухи весной,которая здесь на каждом шагу, пение соловьев До Далек я ни разу не слышала, как поют соловьи!

Когда увидела впервые знаменитый кедр, растущий прямо при входе в парк, по веткам которого прыгала белка, сразу сказала себе: « Остаюсь!», хотя это совсем не входило в мои планы.

С кедром вообще многое связано. Когда школу в Далеках закрыли и в парке не слышно стало детских голосов, он сразу как- то начал чахнуть, сохнуть. Казалось, что школа и дети давали ему жизненные силы,а он возвращал их обратно людям. А потом, поняв, что школа больше не откроется, кедр засох и умер. Вот такая грустная история!

А со второй нашей знаменитостью- курганом, что напротив школы, наоборот, смешная история.

Рассказывали, что в период раскулачивания местный помещик, не успев вовремя припрятать все свое золотишко и драгоценные украшения, спрятал часть их в кургане. И теперь, по прошествии многих лет, здесь находят то перстень золотой, то ложечку серебряную…

Уже работая в Лискове, я повела своих пятиклассников в поход в д. Далеки, чтобы показать им школу. Мы весело провели время, посидели у костра, поели печеные яблоки и картошку, и я рассказала им о кургане все, что слышала сама от местных жителей.

Осмотрев школу, мы вернулись в Лисково. А утром следующего дня ко мне прибежали обеспокоенные родители нескольких мальчишек. Их дети ни свет ни заря с лопатами уехали на велосипедах в Далеки. Потом выяснилось, что, с трудом дождавшись утра, они поехали пораньше в Далеки выкапывать клад из кургана.

Смешно и… грустно!»

Руководит школой с 1970 г. Цветкова Тамара Ивановна. Человек волевой, принципиальный, требовательный, строгий, справедливый. Сама – родом из с. Далеки. Закончив исторический факультет Ленинградского педагогического института имени Герцена, Тамара Ивановна работает какое-то время директором одной из школ Ленинградской области и преподает там историю; затем, по семейным обстоятельствам, возвращается в 1959 г. в родную деревню и устраивается сначала воспитателем школьного интерната, со временем преподает историю, а с 1970 г. заменяет уехавшего Коршунова на посту директора школы (до самого закрытия ДСШ).

Под началом Тамары Ивановны учительский коллектив работает слаженно и четко.

Человек. Товарищ. Наставник. Всю свою жизнь она отдала любимому делу –школе! Очень требовательная, иногда чересчур строгая, она держала в школе дисциплину и порядок как в ученическом, так и в учительском коллективах. Теперь, по прошествии стольких лет, понимаешь, что Тамара Ивановна была права. Разболтанность, неорганизованность, необязательность в школе просто недопустимы. Тамара Ивановна приучала своих молодых коллег работать честно, с полной отдачей, добросовестно, высокопрофессионально! Все мероприятия, проводимые в рамках школы, области, района, готовились всегда на «отлично»: будь то смотр художественной самодеятельности, турслет, праздник пионерии.

Новые кадры приносят в школьную жизнь энергию, задор, профессионализм (трое молодых специалистов заочно учились в аспирантуре КГУ).

В школе обучается все еще более 100 детей, но наполняемость классов мала. В самых многочисленных – 5-ом и 6-ом – по 26 учеников.

Работают пионерская и комсомольская организации. Учителя с большим педагогическим стажем берут шефство над своими юными коллегами, учат их педагогическому мастерству.

Начинают свою работу и добиваются значительных конечных результатов литературный клуб «Надежда» (руководитель Кондратьев А.С.), Клуб интернациональной дружбы «Факел» (руководитель Болонина Н.Н.). Кипит спортивная жизнь (Ворзонина Л.К.).

Замечательной традицией становится проведение тематических общешкольных эстафет, а также незабываемые празднования Дня Победы – встречи «От всей души!»

В те годы в д. Далеки проживало еще много ветеранов войны, тружеников тыла, бывших блокадников, тех, кто в годы войны был в фашистском плену.

Учителя и ученики тщательно продумывали программу таких встреч, готовили ветеранам незабываемые подарки, помогали, как могли: кололи и убирали дрова, копали грядки, выносили навоз.

Такое единение представителей военного поколения и детей обладало мощной воспитательной силой. Да и в самом школьном коллективе работали нянечками, воспитателями, техничками те, кто знал о войне не понаслышке, кто часто рассказывал ребятам о ужасах военного времени, выпавших на их долю. .

Анна Тихоновна Савина, которую все в школе называли просто «тетей Аней», начала работать техничкой в школе сразу после войны. А в 1943 она, рязанская 17-летняя девчонка, ушла добровольцем в военный госпиталь – не хватало санитарок и медсестер. На работе уставала так, что мгновенно засыпала, едва коснувшись подушки. Когда было очень страшно, громко кричала «Мама!», хотя знала, что мама далеко. Там, в госпитале, повстречала Анна Тихоновна свою первую настоящую любовь – Федора Васильевича Савина, тоже фронтовика, прошедшего с оружием в руках через всю войну. Наверное, чувства на войне особые, из железа что ли, поэтому и любовь навсегда, на всю жизнь. Люди, пережившие и потерявшие так много, не смогут встать на путь обмана, лжи, притворства.

Еле живыми, худющими и голодными, приехали из блокадного Ленинграда Валентина Александровна Белозерцева и Зинаида Ивановна Болотнова - воспитатель интерната и повар школьной столовой. И они тоже много рассказывали детям о военном лихолетье.

Замечательно работала в 70-е годы производственная бригада ДСШ. Школой совместно с парткомом совхоза имени 19-го партсъезда, исполкомом сельского совета была тщательно продумана программа действий по дальнейшему совершенствованию обучения, воспитания учащихся и подготовке их к труду.

В эту программу, например, входило:

-назначение шефов из числа специалистов совхоза в каждый класс (главный зоотехник, главный инженер, мастер-строитель, инженер-строитель и т.д.)

-ежегодное проведение в совхозе конкурсов молодых механизаторов и доярок с участием учащихся школы;

В состав производственной бригады входили 2 звена: звено по растениеводству и звено по животноводству.

У бригады были свои руководители, свой совет, механизаторы-наставники.

О том, что дело было поставлено серьезно, говорит перечень закрепленной техники:

тракторы: МТЗ-50 – 3 штуки

Т-40 – 1 штука

с/х машины: культиватор – 2 штуки

картофелесажалка – 2 штуки

картофелекопалка – 1 штука

картофелекомбайн – 4 штуки

картофелесортировка – 2 штуки

Да и объем выполняемых работ был впечатляющий:

  1. Посадка, уход, уборка картофеля на площади 115 га (урожайность 150 ц/га)
  2. Посев, уход, уборка кормовой брюквы на площади 2 га (урожайность 300 ц/га)

Кроме чисто сельскохозяйственных работ бригада выполняла огромный объем работ на строительстве новой школы в д. Лисково.

….. Очень тяжело переживала Тамара Ивановна закрытие ДСШ, не могла смириться с прекращением ее существования.

Прожив всю свою жизнь в небольшой квартирке при школе, она не сразу переехала в Лисково, хотя ей и предоставили там новую квартиру с газовым отоплением. Долго еще ходила Тамара Ивановна в Далеки, навещала свою школу, разговаривала с любимым кедром. Она продолжала работать в новой ЛСШ, преподавала историю.

«Отличник народного образования», Тамара Ивановна отдала любимой работе более 45 лет жизни.

Говоря о представителях педагогической интеллигенции тех лет, не -возможно не рассказать о Двойниковой Анне Михайловне, человеке очень непростой судьбы.

Долгое время она преподавала в ДСШ русский язык и литературу. Война оставила свой след в судьбе каждого человека. Но такие тяжелые испытания, которые выпали на долю Анны Михайловны, не пожелаешь и врагу!

Родившаяся и выросшая на Украине, она в самом начале войны была угнана в Германию на работы. Из фашистской неволи ее освободили лишь 7 апреля 1945 года.

До войны Анна Михайловна окончила педтехникум; когда вернулась домой из плена, стала преподавать в школе украинский язык и литературу. В 1953 г. вышла замуж за Николая Двойникова и уехала с ним в Россию. Так Анна Михайловна оказалась в Далеках. Получила второй диплом педагога в КПИ и 47 лет своей жизни посвятила ДСШ. Ее любили дети, уважали коллеги, родители. Она много путешествовала со своими ребятами. Где они только не побывали: в Ленинграде, в Москве, в Клину, в Ясной Поляне!

К молодым педагогам, приехавшим на работу, относилась как к родным детям: подкармливала вкусными пирожками, выручала деньгами, давала дельные советы.

Несмотря на возраст, много читала. Ее настольной книгой был «Кобзарь» Т. Шевченко. Выписывала долгие годы «Литературную газету». Литературным познаниям и эрудиции этого человека можно было позавидовать!

Прямолинейная, принципиальная, Анна Михайловна оставалась верной своим идеалам до конца. Она не вышла из рядов коммунистической партии и не отреклась от своего партийного билета в 90-е годы, на выборах отдавала всегда свой голос коммунистам.

Молодые специалисты многому научились у нее: простоте, душевной щедрости, человеческой теплоте, знанию своего предмета.

Анна Михайловна год проработала и в Лисковской средней школе. Каждый день, в любую погоду, ходила из Далек пешком на работу. Подвели ноги. Но долго еще жалела, что не может больше школе помочь.

Человек с удивительной памятью, Анна Михайловна Двойникова с любовью вспоминала учителей, с которыми вместе работала долгие годы в ДСШ: супругов Никатовых, Носовых, Коршуновых, Сенчаговых, Павловых, Ермиловых, Калабухову Е.Ф., Цветкову Т.И., Михееву Е.А., Журавлеву М.П. и других.

Последние годы Анна Михайловна жила у племянницы в г.Рыбинске. Похоронить себя она завещала только в Далеках.

  • …..Сегодня нет с нами Тамары Ивановны, Анны Михайловны, Марии Михайловны, Таисии Владимировны и многих других педагогов Далекской средней школы. Но они навсегда остались в памяти своих учеников!

…Заметают снега следы на тропинке, которая вела когда- то к школе.

Залечивает время раны, оставляя в памяти тех, кто уже не придет к нам никогда!

…И вспомнить мы сейчас хотим

Учителей ушедших имена.

Сегодня так они важны,

И память наша

Их хранит всегда!

Как поздно вспоминаем мы о них,

Когда они уходят далеко.

И слезы льем, и мы о них скорбим,

И понимаем, что без них нам тяжело.

Как объяснить нам, человеческим умам,

Что ценен миг любой,

Когда твой близкий рядом.

И надо им дарить свою любовь,

И каждый час о них нам помнить надо!

Говорят, что школа, где много улыбающихся лиц, – счастливая!

Школа, где всегда рады своим выпускникам и новым ученикам, –гостеприимная!

Школа, где всегда готовы помочь каждому, – добрая!

Школа, куда бывшие выпускники приводят своих детей и внуков, – любимая!

Остается лишь добавить: школа, которую никогда не забывали и никогда не забудут учившиеся и работавшие в ней, – настоящая школа!

Далекская средняя школа всегда была счастливой, гостеприимной, доброй и любимой!

Потому что она была настоящей!!!

Последний выпуск Далекской средней школы 1978 г.

Последний выпуск Далекской средней школы 1978 г.

Кл. рук. Белякова С.М.

Двойникова Анна Михайловна со своим классом

Двойникова Анна Михайловна со своим классом

Белякова С.М. и Боровкова В.А.

Белякова С.М. и Боровкова В.А.

Поход на родину Героя СССР И.Горячева в д. Скрипки 1976 г.

Поход на родину Героя СССР И.Горячева в д. Скрипки 1976 г.

Коллеги по работе Двойникова А.М., Матвеева В.В., Болонина Н.Н., Зайцева Т.А.

Коллеги по работе Двойникова А.М., Матвеева В.В., Болонина Н.Н., Зайцева Т.А.

На экскурсии в г. Калинине 1974 г.

На экскурсии в г. Калинине 1974 г.

Далекская школа 60-е годы

Далекская школа 60-е годы

Далекская средняя школа 1959 г. Иванова Олимпиада Петровна

Далекская средняя школа 1959 г. Иванова Олимпиада Петровна

Савина Анна Тихоновна у здания бывшей барской усадьбы (школьного интерната) 1977 г.

Савина Анна Тихоновна у здания бывшей барской усадьбы (школьного интерната) 1977 г.

На большой перемене у стен школы 1975 г.

На большой перемене у стен школы 1975 г.

Здание Далекской средней школы

Здание Далекской средней школы

Директор ДСШ Цветкова Т.И., ее сын Олег, технички Привезенцева М.А,, Савина А.Т. 1974 г.

Директор ДСШ Цветкова Т.И., ее сын Олег, технички Привезенцева М.А,, Савина А.Т. 1974 г.

Деревня Далеки 60-е годы

Деревня Далеки 60-е годы

Фасад Далекской средней школы 30-е годы

Фасад Далекской средней школы 30-е годы

Школьная художественная самодеятельность. КВН 1969 г.

Школьная художественная самодеятельность. КВН 1969 г.

Школьная столовая 60-70-е г.

Школьная столовая 60-70-е г.

Коршунов Н.А. с учениками школы 60-е годы

Коршунов Н.А. с учениками школы 60-е годы

Выпуск 76-77 учебного года. Сидят: Зайцева Т.А., Топильская Н.А., Двойникова А.М., Матвеева В.В., Ворзонина Л.К., Болонина Н.Н.

Выпуск 76-77 учебного года. Сидят: Зайцева Т.А., Топильская Н.А., Двойникова А.М., Матвеева В.В., Ворзонина Л.К., Болонина Н.Н.

Клемин Е.Н. с членами школьной производственной бригады 1976 г.

Клемин Е.Н. с членами школьной производственной бригады 1976 г.

Здание ДСШ. Вид со стороны парка

Здание ДСШ. Вид со стороны парка

Павлов В.Ф. и Клемин Н.А. едут в лес за новогодней елкой

Павлов В.Ф. и Клемин Н.А. едут в лес за новогодней елкой

Сергеева М.М. со своими пятиклассниками 1968 г.

Сергеева М.М. со своими пятиклассниками 1968 г.

Нилушкова (Беляева) Антонина – бывшая ученица ДСШ

Нилушкова (Беляева) Антонина – бывшая ученица ДСШ

Выпускницы 1957 г. В Далекском парке

Выпускницы 1957 г. В Далекском парке

Директор ДСШ Коршунов Н.А., Журавлева М.П. с учениками школы 1960 г.

Директор ДСШ Коршунов Н.А., Журавлева М.П. с учениками школы 1960 г.

Матвеева В.В. с Беляевым А.Н. – курсантом Качинского летного военного училища

Матвеева В.В. с Беляевым А.Н. – курсантом Качинского летного военного училища

На школьном субботнике по уборке дров 1962 г.

На школьном субботнике по уборке дров 1962 г.

Иванова Олимпиада Петровна, учитель немецкого языка ДСШ, 7 класс 1958 г.

Иванова Олимпиада Петровна, учитель немецкого языка ДСШ, 7 класс 1958 г.

Двойникова А.М. – выпускница Нежинского педагогического института 1945-1949 г.

Двойникова А.М. – выпускница Нежинского педагогического института 1945-1949 г.

Двойникова А.М. – выпускница Початковской педагогической школы 1935-1938 г.

Двойникова А.М. – выпускница Початковской педагогической школы 1935-1938 г.

Коршунов Н.А., Матвеева В.В., Двойникова А.М., Павлова Т.В., Ермилова З.Г., Храмцова Н.Н. с учениками ДСШ 1967-68 г.

Коршунов Н.А., Матвеева В.В., Двойникова А.М., Павлова Т.В., Ермилова З.Г., Храмцова Н.Н. с учениками ДСШ 1967-68 г.

Двойникова А.М., Храмцова Н.Н., Ермилова З.Г., Новожилова Т.В. Весна 1968 г.

Двойникова А.М., Храмцова Н.Н., Ермилова З.Г., Новожилова Т.В. Весна 1968 г.

Двойникова А.М. со своими четвероклассниками 1978 г.

Двойникова А.М. со своими четвероклассниками 1978 г.

1954 г. 9 класс: Носова Алла, Нилушкова (Камедчикова) Галя, Торговцева Лариса

1954 г. 9 класс: Носова Алла, Нилушкова (Камедчикова) Галя, Торговцева Лариса

28 мая 1954 г. 9 класс. ДСШ

28 мая 1954 г. 9 класс. ДСШ

Ветераны педагогического труда Сенчагова С.П., Камедчикова Г.С.

Ветераны педагогического труда Сенчагова С.П., Камедчикова Г.С.

Использованная литература

  1. Опись документов Отдела Народного Образования №1 Фонд 57; дело №2, №1 (местный архив)
  2. Газетные статьи «Сельского труженика» от 2004, 2009, 1999, 1975, 1976, 1977, 1978 годов.
  3. Воспоминания бывших учителей ДСШ:

Ермиловой З.Г., Павлова В.Ф.

Сентябревой Т.А., Зайцевой Т.А.,

Матвеевой В.В., Камедчиковой Г.С.,

Боровковой В.А., Беляковой С.М.,

Клеминой Н.Н., Савиной Л.К.,

бывших учеников:

Швиндт Н.А., Нилушковой А.Н.,

Савина А.Ф., Салтыковой Н.Н.,

Галкина А.А., Евстифеева В.П.,

Леонтьевой Р.В. и др.

(Приложение7)

Письмо Введенской Павлы Александровны, бывшего учителя биологии, ученикам ДСШ (1967 г.) о работе кружка юннатов.

«Нам дали клочок земли под окнами начальной школы, где мы устроили цветник. Ребята хорошо работали в цветнике. Правда, кружок был небольшой – человек 15. Всю работу выполняли юннаты, я же им показывала, как и что делать. Собирали семена, которые использовали не только в нашем цветнике, но и давали всем желающим, чтобы они могли посеять их у себя дома. Позже появился пришкольный участок возле пруда (вблизи школы). Создали на нем три отдела: первый – цветы, второй – ягодники, третий – овощи и полевые культуры. В цветнике ребята учились производить скрещивание двух сортов для получения гибридов; делали опыты со сроками посева. В ягоднике, где у нас были кусты черной и красной смородины, крыжовника, малины (а позднее высадили и сливы), ребята учились размножать растения вегетативным способом: черенками, отводками, усами (клубнику, например). В третьем отделе мы сеяли кукурузу, которая достигала у нас двухметрового роста, просо с черными и желтыми метелками (вызревали!). Сеяли и огурцы, позволившие юннатам познакомиться с однодольными раздельнополыми растениями. Пробовали производить межсортовое скрещивание, для интереса выращивали огурцы в бутылке. Выращивали свои семена моркови и свеклы. Выращивали картофель различными приемами: верхушками, ростками, целыми клубнями (мелкими и крупными), делали летнюю посадку 7 июля методом Лысенко. Выясняли роль различных удобрений, роль прополки и рыхления почвы».

(приложение № 5)

Педагогический коллектив Далекской средней школы 40-50 годы:

  1. Калабухова Елена Федоровна – история
  2. Введенская Павла Александровна – биология
  3. Введенский Леонид Васильевич – география
  4. Кувина Мария Васильевна – русский язык, литература
  5. Серова Валентина Ивановна – история
  6. Мешкова Марья Васильевна
  7. Шикурина Нина Трофимовна – русский язык, рисование
  8. Михеева Евгения Александровна – математика
  9. Никатов Петр Александрович – русский язык, литература
  10. Никатова Мария Федоровна – математика
  11. Носова Елена Александровна – немецкий язык
  12. Носов Александр Павлович – физика, черчение
  13. Рычкова Валентина Ивановна – география
  14. Потехина Александра Ивановна – русский язык
  15. Семенова Надежда Ивановна
  16. Ильина Тамара Константиновна – химия
  17. Глебова Нина Александровна – география
  18. Окунев Валерий Павлович – физкультура
  19. Зверьков Яков Иванович – география, биология
  20. Муравьева Антонина – пионервожатая
  21. Чистяков Вадим Иванович – история
  22. Калистратова Тамара Николаевна – русский язык, литература
  23. Берегов Василий Федорович – начальные классы
  24. Колюбакина Мария Васильевна – литература, немецкий язык
  25. Мельникова Антонина Дмитриевна – русский язык
  26. Новожилова Тамара Васильевна – математика
  27. Иванова Раиса Петровна – начальные классы
  28. Крючков Владимир Иванович – филолог
  29. Горчакова Татьяна Александровна – начальные классы

 

(приложение № 6)

Объем выполненных сельскохозяйственных работ учащимися ДСШ в период с 4/IXпо 12/Х 1946 г. в хозяйствах Лисковского с/с.

К работам привлечено 98 учащихся. Картофель выкопан на S=3,5 га, скошен овес на S=5 га. Поднято льна на S=5,5 га.

Конкретно по деревням Лисковского с/с:

Деревня Апалиха

Работали 32 ученика.

нарыто картофеля – 66 мешков

поднято льна – 1,5 га

Колхоз «Красная звезда»

Работал 21 ученик

нарыто картофеля – 260 мешков

картофеля в заготовки – 140 мешков

поднято льна – 1,07 га

СелоДалеки

Работало 30 учеников

нарыто картофеля - 268 мешков

(руководитель Носов А.)

Деревня Глиники

нарыто картофеля – 102 мешка

погружено картофеля на машины – 66 мешков

скошено овса – 9 га

поднято льна – 1,5 га

(руководитель Введенский Л.В.)

 

(приложение №4)

Район обслуживания Далекской средней школы (деревни)

  1. Далеки
  2. Лазарьково
  3. Лисково
  4. Мартыница
  5. Ляпа
  6. Криулино
  7. Болдеево
  8. Апалиха
  9. Коровкино
  10. Байково
  11. Глиники
  12. Щетиниха
  13. Вязовец
  14. Пузырево
  15. Карпово
  16. Мяколово
  17. Матвеево
  18. Ноздрино
  19. Суконники
  20. Матвеица
  21. Таскаиха
  22. Смутиха
  23. Польцо
  24. Ширятино
  25. Осташково
  26. Задорье
  27. Скрипки
  28. Нивы
  29. Юркино
  30. Сутоки
  31. Жуковка
  32. Михалево
  33. Попцово
  34. Плотники
  35. Тетерино
  36. Кулигино


(приложение №3)

Наполняемость классов в ДСШ с 1946 по 1954 учебные года

1946/1947 учебный год

начальная школа – 59 учащихся

5 класс – 2 – 44 учащихся

6 класс – 1 – 28 учащихся

7 класс – 1 – 25 учащихся

8 класс – 1 – 14 учащихся

9 класс – 1 – 13 учащихся

10 класс – 1 – 13 учащихся

Всего: 196 учеников

1947/1948 учебный год

начальная школа – 62 учащихся

5 класс – 1 – 43 учащихся

6 класс – 1 – 29 учащихся

7 класс – 1 – 25 учащихся

8 класс – 1 – 14 учащихся

9 класс – 1 – 12 учащихся

10 класс – 1 – 12 учащихся

Всего: 197 учеников

1948/1949 учебный год

начальная школа – 62 учащихся

5 класс – 2 – 66 учащихся

6 класс – 1 – 38 учащихся

7 класс – 1 – 28 учащихся

8 класс – 1 – 13 учащихся

9 класс – 1 – 12 учащихся

10 класс – 1 – 10 учащихся

Всего: 229 учеников

1949/1950 учебный год

начальная школа – 61 учащийся

5 класс – 2 – 86 учащихся

6 класс – 2 – 59 учащихся

7 класс – 1 – 38 учащихся

8 класс – 1 – 23 учащихся

9 класс – 1 – 11 учащихся

10 класс – 1 – 14 учащихся

Всего:292 ученика

1950/1951 учебный год

начальная школа – 45 учащихся

5 класс – 3 – 103 учащихся

6 класс – 2 – 75 учащихся

7 класс – 2 – 49 учащихся

8 класс – 1 – 32 учащихся

9 класс – 1 – 18 учащихся

10 класс – 1 – 11 учащихся

Всего: 333 ученика

1951/1952 учебный год

начальная школа – 45 учащихся

5 класс – 3 – 95 учащихся

6 класс – 2 – 74 учащихся

7 класс – 2 – 52 учащихся

8 класс – 1 – 37 учащихся

9 класс – 1 – 18 учащихся

10 класс – 1 – 12 учащихся

Всего:312 учеников

1952/1953 учебный год

начальная школа – 31 учащийся

5 класс – 3 – 94 учащихся

6 класс – 2 – 77 учащихся

7 класс – 2 – 57 учащихся

8 класс – 1 – 42 учащихся

9 класс – 1 – 23 учащихся

10 класс – 1 -12 учащихся

Всего: 321 ученик

1953/1954 учебный год

5 класс – 2 – 78 учащихся

6 класс – 2 – 67 учащихся

7 класс – 2 – 55 учащихся

8 класс – 1 – 44 учащихся

9 класс – 1 – 22 учащихся

10 класс – 1 – 19 учащихся

Всего: 299 учеников


Общее количество обучающихся в Далекской средней школе детей по учебным годам

1946/1947 учебный год – 196 учеников

1947/1948 учебный год – 197 учеников

1948/1949 учебный год – 229 учеников

1949/1950 учебный год – 292 ученика

1950/1951 учебный год – 333 ученика

1951/1952 учебный год – 312 учеников

1952/1953 учебный год – 321 ученик

1953/1954 учебный год – 299 учеников

(приложение №1)

Выпуск 1955 года

  1. Романова Зинаида
  2. Сидорова Зоя
  3. Рыбушкина Зоя
  4. Васильева Роза
  5. Сотова Валя
  6. Пагалина Клава
  7. Никитина Валя
  8. Лутченко Тамара
  9. Колобков Николай
  10. Солынский Юрий
  11. Торговцева Лидия
  12. Носова Алла
  13. Нилушкова Галина
  14. Бухарева Нина
  15. Кузьминский Александр
  16. Поярков Вячеслав
  17. Байков Геннадий
  18. Смирнов Иван
  19. Никифорова Зидаида

Классный руководитель Никатова Мария Федоровна

Выпуск 1963 года

  1. Алекова Тамара
  2. Антонова Людмила
  3. Березкина Нина
  4. Гусева Нина
  5. Голубева Людмила
  6. Беляева Антонина
  7. Кочегарова Галина
  8. Васильева Мария
  9. Кулибина Галина
  10. Лебедев Вячеслав
  11. Егоров Владислав
  12. Меньшов Александр
  13. Соловьев Анатолий
  14. Никитин Михаил

Классный руководитель Казакова Ирина Дмитриевна

 

(приложение №2)

 

Число учащихся Далекской средней школы, проживающих на квартирах

или у родственников (50-е годы)

1950 – 1951 учебный год – 74 человека

1951- 1952 учебный год – 83 человека

1952- 1953 учебный год – 86 человек

1953 – 1954 учебный год – 91 человек

1954 – 1955 учебный год – 94 человека

 

Дата создания материала: 20-02-2018. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *